Составление Технического Задания на разработку сайта врача-стоматолога или клиники

Разместил: Александр Авшаров на 05.02.2012 в Маркетинг, Мысли, Тренинги |

Третья часть Марлезонского балета (© «Д’Артаньян и три мушкетёра») — это написание технического задания для студии или web-дизайнера одиночки. Данный процесс не самый легкий, но его результат поможет в дальнейшем избежать многих недоразумений и сэкономит время.

Без граммотно сформулированного ТЗ вам придется неоднократно повторять одно и тожеБез граммотно сформулированного ТЗ вам придется неоднократно повторять одно и тоже не только всем претендентам на исполнение вашего заказа, но и тому, на ком вы в конце концов остановите свой выбор. Поверьте, в голове дизайнеров и программистов бродит много умных мыслей и запомнить все, что вы передали на словах они не смогут. Поберегите свои нервы, силы и время и не тратьте их на фразы типа: «Я уже в сотый раз повторяю…», «Я устал объяснять, что мне нужно…», «Легче сменить вас, чем добиться желаемого…» и т.д. Оформленное на листе ТЗ поможет  вам упростить и ускорить процесс выбора исполнителя, так как ТЗ можно разослать по разным компаниям и фрилансерам, устроив таким образом тендер на выполнение вашего заказа. Более того, ТЗ должно стать частью официально подписанного договора, что застрахует вас от лишней неразберихи и волокиты в случае неверного или некачественного исполнения работы, так как у вас всегда будет возможность четко обосновать свои претензии, сославшись на неверное исполнение пункта Х.Х. Технического Задания.

Еще одним неоспоримым плюсом ТЗ является то, что в процессе его написания вы сами для себя сможете гораздо четче понять, что вы хотите от сайта и каким вы его видите.

Как правило, Техническое Задание на разработку сайта состоит из нескольких частейЧто же такого надо передать исполнителям, чтобы они смогли разработать сайт по вашим задумкам? Практически всё! Да, именно так — практически всё, что приходит в голову надо изложить в ТЗ. Как правило, Техническое Задание на разработку сайта состоит из нескольких частей:

  1. Цели и задачи сайта
  2. Структура сайта
  3. Требования к функциональности сайта
  4. Требование к системе управлению сайта
  5. Требования к дизайну

Цели и задачи сайта, как я уже писал раньше, могут быть разные - для привлечения клиентов или для создания имиджаЦели и задачи сайта, как я уже писал раньше, могут быть разные — для привлечения клиентов или для создания имиджа. Это основополагающая информация, которая приведет к формированию остальных разделов ТЗ. Об имиджевых сайтах мы говорить не будем, т.к. там нет определенных законов и все ограниченно только креативом, вашими желаниями и вашими финансовыми возможностями. Если сайт нужен для привлечения клиентов, то приглашаю перейти к следующему пункту.

Структура сайта. Название может ни о чем не говорить, но зайдите на любой сайт и вы увидите его структуру: шапка, меню разделов, подменю статей, ссылки на другие ресурсы, размещение блоков и т.д. Прежде, чем понять какая структура нужна — следует понять какое наполнение (контент) вы хотите там разместить. Это может быть конечный набор статей по видам услуг, которые вы предоставляете пациентам. А может быть блог с различными и постоянно пополняющимися статьями. А еще может быть просто страница с контактами. Пройдемся сверху вниз по стандартным сайтам.

  • Заголовок сайта - это текст в заголовке окна браузераЗаголовок сайта — это текст в заголовке окна браузера и то, что поисковые машины используют в виде ссылки для перехода. Например, «Петров Аркадий Витальевич. Врач-стоматолог» или «Стоматологическая клиника ЛадаСтом. г.Москва». Единственное, помните, что длина заголовка не должна превышать 70 символов!
  • Шапка сайта. Как правило, шапка сайта включает логотип клиники или фотографию врача-стоматолога. Там же размещаются адрес и телефон для связи. Дизайнеры это место используют для своих креативов. Хочется отметить, что последние тенденции ведут к увеличению ширины шапки до немыслимых размерах. Это иногда бывает очень красиво. Но о функциональности этого решения подумайте сами: скорее всего у многих из вас есть нетбуки или планшеты с диагональю 10». На таких устройствах больших разрешений экранов ждать не приходится и пользователь, открыв сайт, увидит только шапку. Ткнув в какую-нибудь ссылку в шапке (контакты или любую другую) он не заметит изменений на экране опять будет только шапка. Поэтому требуйте разумную шапку. Помните, то, что хорошо вам кажется хорошим на 23» мониторе ваши клиенты могут не оценить!
  • Меню сайта. Оно может быть разным и располагаться также может по-разному. Меню может быть единым, а может быть разбитым на две и более частей. Стандартное меню, которое сопровождает все сайты: Главная/Домой (переход на главную страницу с любой страницы сайта), О клинике/О враче (подробная информация о враче или клинике), Контакты (расположение клиники или место работы врача). Это стандартные три страницы сайта. Все остальное, что будет находиться в меню зависит от следующего пункта.

Требования к функциональности сайтаТребования к функциональности сайта. Какие функции должны быть на вашем сайте — решать только вам! Я же, со своей стороны, могу дать только рекомендации:

  • Первое, о чем стоит задуматься, это страница отзывов. Очень многие пользователи интернета выбирают продукт или услугу, основываясь на отзывы таких же людей, как и они сами. Но учтите, что ваши клиенты в этом плане в основной своей массе будут пассивны. Для того, чтобы эта страница заполнялась честными отзывами, а не вашими ежедневными писанинами — просите ваших клиентов оставлять отзыв на сайте. Не бойтесь этого. Если вы видите, что пациент доволен результатами лечения — скажите ему: «Вас устроил результат? Это то, что вы ожидали? Вы готовы посоветовать людям такое качество лечения? Будьте добры, оставьте подробный отзыв на моем/нашем сайте, чтобы люди знали о вашем успешном опыте.» Иногда не мешает и стимулировать пациентов дополнительной скидкой. Не стоит этим пренебрегать — такая скидка окупиться обязательно.
  • Вторым пунктом, я бы советовал сделать раздел ЧаВо (FAQ) — Часто задаваемые вопросы. У меня есть опыт создания и ведения такого раздела на нескольких сайтах стоматологической клиники. Но тут предостерегу вас от слепого исполнения моих рекомендаций. Данный раздел должен быть очень оперативным и интуитивным. То есть непозволительно отвечать на заданный вопрос через 3 дня! Объяснить эту позицию очень просто. Кто задает вопросы на сайтах стоматологов? Либо те, кто ищет врача/клинику, либо те, кто воспользовался услугами врача/клиники, но остался недоволен или у него остались вопросы. И в том и в другом случае — это ваши потенциальные клиенты, которых вы обязательно упустите, если не отреагируете на их вопрос моментально. Для раздела ЧаВо дам еще один совет: не забывайте о врачебной этике! Не стоит никого критиковать, подвергать сомнению методы лечения, давать опрометчивые заключения. Так же не стоит всеми силами затащить посетителя сайта в свое кресло. Представьте, что это ваш пациент на чужом сайте задал вопрос про вашу работу и представьте как бы вам хотелось, чтобы там ответили — так и отвечайте. Это правило поможет и вам, и посетителю!
  • обратите внимание на успешные клиники или кабинеты успешных врачей - там висят дипломы и сертификаты, фотографии с курсов и многое другоеРегалии… Даже не знаю с чего и начать. Знаю точно, что есть часть врачей, которая этот раздел назовет «стеной плача»… Но обратите внимание на успешные клиники или кабинеты успешных врачей — там висят дипломы и сертификаты, фотографии с курсов и многое другое. А надпись на визитке «к.м.н.» добавляет веса вашему статусу? Так разместите это на сайте! Как правило это делается внутри раздела О клинике/О враче.
  • Самая главная часть сайта — информационное наполнение статьями по предоставляемым услугам. Здесь важно разместить все очень просто и понятно.
  • Также на сайте может быть новостной раздел, который будет содержать новости как про вас или про клинику, так и о стоматологии в целом.
  • Дополнительная информация тоже может быть размещена на сайте: памятки, списки анализов, адреса лабораторий, адреса и контакты смежный врачей — лор, остеопат, невропатолог и т.д.
  • Немаловажным разделом станет и галерея работ. Это раздел, где необходимо размещать фотографии до и после лечения. Не буду спорить, что на создание такого раздела может уйти много времени. Но я также не сомневаюсь, что это привлечет вам много клиентов. Совет: делайте и размещайте только профессиональные фотографии — ни в коем случае не стоит размещать фотографии, сделанные наспех на камеру своего любимого телефона!
  • Самое главное, что осталось сказать про сайт — это его удобство — юзабилити. Внешний вид сайта, навигация по нему, переход из одного раздела в другой должны быть понятны без объяснений со стороны. Если этого нет — беда. Люди бегут оттуда, где им ничего не понятно. Совет: Добивайтесь от исполнителя юзабилити любой ценой — даже за счет увеличения гонорара.

CMS - Система управления сайтомТребование к системе управлению сайта (CMS — об этом читайте в прошлой статье). Это та часть сайта, которая не видна посетителям, но упрощает вам жизнь и избавляет вас от необходимости нанимать постоянного администратора. Правильная CMS дает возможность самостоятельно наполнять сайт новыми статьями, разделами, страницами, новостями и прочим интересным материалом. Сегодня возможности CMS впечатляют. Для полноценной работы с сайтом уже не требуется знание таких специальных языков программирования сети, как HTML и многие другие. В современных CMS над окном редактирования текста вы увидите такие же панели форматирования текста, как в хорошо знакомой программе Word. Шрифты, толщина букв, наклон, цвет, заливка, таблицы, выравнивание текста — это не полный перечень инструментов, которые будут помогать вам каждый день. Кроме того, в целях правильного позиционирования сайта в поисковых системах для каждой страницы должна быть возможность редактирования Заголовка, Описания и Ключевых слов. Было бы неплохо так же, чтобы CMS обладал возможностью настройки ЧПУ — Человекопонятного Урла. Вы наверное обращали внимание, что у некоторых сайтов адреса страницы абсолютно не читаемы, например: http://www.domen.ru/?a=123&q=987&postid=098786&from=yaru. Такой адрес поймет и запомнит только программист. Сегодня желательно, чтобы адрес страниц был читаем и нагляден: http://www.domen.ru/o_vrache/sertifikaty. Тогда, глядя даже на адрес в строке браузера, можно будет понять где находишься.

После формирования всех вышеперечисленных задач можно с чистой совестью перейти к требованиям к дизайну.После формирования всех вышеперечисленных задач можно с чистой совестью перейти к требованиям к дизайну. Здесь четких рекомендаций быть не может — на вкус и цвет, как говорится… Вы должны для себя определить, как вы хотите чтобы выглядел сайт: компоновка, цвета и т.д. Создайте два списка сайтов: один список тех, что вам нравятся, а второй — тех, что не нравятся совсем. На примере первого списка вы сможете наглядно показать исполнителю, что именно в оформлении сайта вы считаете наиболее подходящим. А второй список даст исполнителю представление о том, что нельзя делать категорически. Совет дам только один: как и в дизайне интерьеров, надо быть готовым к тому, что не все желания могут быть технически исполнимы. То есть будьте готовы к тому, что не все ваши желания могут быть исполнены с технической точки зрения. Кроме того, может оказаться, что «примочки» с сайтов А и Б между собой совсем не сочетаются. Поэтому от чего-то придётся отказаться.

Последнее, что хотелось бы отметить… Если у вас параллельно готовятся статьи для сайта и разрабатывается сам сайт — в ТЗ должен быть еще один пункт с требованием наполнения сайта статьями. Как правило, в разработку сайта эта услуга не входит. И если вы хотите, чтобы первичное размещение статей провел исполнитель — внесите это в ТЗ, чтобы потом не удивляться, что за это просят отдельных денег, а вы думали, что это входит в договор.

Желаю успеха в написании Технического Задания на разработку сайта!




Метки: , , , , , , , , , ,

Добавить комментарий

Авторское право © 2011-2024 Авшаров Александр Евгеньевич Все права защищены.