«В чем сила, брат?» В формулировках! Часть IV.
Еще раз поздравляю всех с наступившим Новым Годом! Пусть этот год будет богат открытиями и изменениями к лучшему. А я продолжу изложение своих мыслей… Формулировки… Казалось бы, что сложного в формулировании вопроса? В принципе, ничего. Но отчего не все вопросы дают тот результат, который мы так ждем? Потому, что нас не учили их правильно формулировать. Не было целенаправленного обучения на правильные постановки вопросов. Курс философии в ВУЗах? О, этот вопрос меня всегда удивлял… Курс философии на первом и втором курсе, когда в голове ветер, молодые представители противоположного пола (или своего — кому что), прогулки с друзьями… Кому нужна философия в 17-18 лет? Мы все ее прочли и зазубрили, чтобы только сдать этот скучнейший предмет! И забыть!!!
Кто потом возвращался к великим мыслителям после окончания института? Единицы. Я долго думал, почему философию не включают в программу старших курсов? Ведь, когда идут спецпредметы, ее проще понять, да и в 21-22 года ты уже более целеустремлен… Мда… А что происходит потом? Водоворот событий не оставляет место в жизни для великих философов, которые как раз-таки оставили больше вопросов после себя, нежели ответов. Работа, карьера, друзья, семья, дети, родители — одним словом — бытовуха. Некогда нам тратить время на Платона и Аристотеля. Нам бы справиться со своей жизнью…
Почему же следует задавать вопросы и при этом задавать их правильно? Вот сижу я, пишу этот текст и замечаю, что все больше знаков вопроса появляется в тексте. На самом деле все очень просто… Подсмотрим у психологов. Что вылетает из головы после окончании встречи:
- 90% того, что услышал;
- 60% того, что увидел;
- 10% того, что сделал сам.
Напомню вам, что левое полушарие нашего мозга отвечает за логику и анализ (именно оно анализирует все факты), а правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать (с помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории). Кроме того, информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам, в то время как правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной информации — оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа (Зденек М. «Развитие правого полушария». Пер. с англ. — Мн.: ООО «Попурри», 1997).
К чему это я? А, да… Во время прослушивания информации (т.е. утвердительной формы разговора) у нас задействовано больше правое полушарие. Но, в связи с вышеизложенным, учтите, что параллельно происходит обработка и другой информации, не связанной с вашим выступлением. Это может быть и цвет плитки в кабинете, и падающем снегом за окном, и проблемы дома… А может быть, именно в этот момент ваш клиент мысленно формирует ответ на разгневанное письмо своего партнера. Хотите быть услышанным — задавайте вопросы. В этот момент будет задействовано больше левое полушарие. Логический аппарат разложит вопрос на составляющие, проанализирует все и выдаст ответ, к этому уже подключится и правое полушарие, запустив творческую деятельность при анализе. Это будет выполнено самим клиентом. И именно из-за того, что ответ — результат его мыслительного процесса, он забудет только 10% того, что сам подумал и сказал. Достучаться до небес не так и сложно. Надо только знать как.
Хотите решить проблему? Превратите саму проблему в вопрос! Хотите направить мышление клиента в определенное русло? Корректируйте мыслительный процесс вопросами! Хотите оживить беседу? Задайте вопросы о личном! Хотите сместить фокус разговора? Вопросы — отличный инструмент для мгновенного изменения ощущений! Хотите стимулировать клиента? Задайате вопрос «Что, если…?»!
Помните, что ваш клиент сам себя убедит на лечение у вас, если консультация будет построена по принципу вопросов. Это происходит из-за того, что чтобы ответить на вопрос надо:
- услышать вопрос (т.е. слушать, быть внимательным);
- проанализировать сотни ответов и выбрать один (совершить действие);
- ответить, произнести ответ (опять-таки совершить действие).
И не забывайте — люди любят больше говорить, чем слушать! Дайте им возможность высказаться у вас на приеме…