Собеседование (ЖЗЧ #01)
В конце этого года будет 15 лет, как я пришел в стоматологию. Этому событию посвящу несколько рассказов о своей жизни. Все имена выдуманы, совпадения исключены, но . Итак, часть первая из Жизни Замечательного Человека (то есть меня) — Собеседование! Подходил к концу 2002 год, зима, декабрь. К этому времени я второй месяц ищу работу мечты. Ничего, что я полгода как получил диплом! Ведь опыт работы такой, каким мало кто из сверстников мог похвастаться — с 1996 года. Правда, по трудовой книжке меньше… лихие были 90-ые годы… Но стаж более 6-ти лет и прекрасная дипломная работа должны были открыть все двери…
Ну, по крайней мере, так казалось в начале. Потом выяснилось, что бизнес смотрит на это очень сухо и статистически. Выпуск 2002? — Ты кто такой — давай до свиданья! Прошел российские компании, иностранные, совместные проекты. В области ИТ индустрии царил кайф. Чем крупнее компания, тем больше ежедневной писанины: отчет о проделанной работе, отчет о своем благе для компании, отчет о коллегах… Пишем, пишем, пишем… А работать-то когда? Сердце требует творческого выхода. Творить добро по всей Земле охота! А тут…
Так и бродил, не шибко радуясь перспективам сдаться англосаксам и строчить доносы каждый день на себя и на коллег по цеху. Но однажды, встреча с племянником Колей (он на 5 лет старше и, ну так уж сложилось, стоматолог) принесла интересную информацию.
— А ты не думал, говорит, в стоматологию устроиться?
— Нет… А что мне там делать?…
— Есть клиника в Москве. Партнер нашего директора. Это лучшие клиники в городе. Ищет он айтишника. Ты бы сходил.
Уже в ту молодую пору у меня был принцип — лучше жалеть о том, что сделал, чем всю жизнь жалеть, что не сделал чего-то и упустил свой шанс. Позвонил, договорился на 22 декабря в 12:00. Это воскресенье… А когда тебе 22 года, то в субботу, как правило, ты уходишь в загул. И, дай Бог, не до понедельника! Утром в воскресенье, подорвавшись как резанный, в 12:05 был на месте. Что такое частная стоматологическая клиника (да, и государственная…) к началу 2000-х — я не знал — природа сжалилась надо мной и даже сегодня в 37 всего лишь 6-7 пломб. Видимо мой неравный бой с острым гингивитом в отрочестве, в результате которого я потерял все четыре четверки и долго мучался с пластинками, был вознагражден хоть какой-то природной защитой от кариеса.
Оказалось, что директор клиники Петр Леонидович забыл про собеседование и назначил пациента. Придется подождать. Ок. Подождем!
Я никогда не понимал страха людей в медицинских учреждениях. Может от того, что с детства посещал их не как пациент. Отец работал с многими больницами по всему Союзу и редко, но брал с собой. А потом пришла и моя очередь работать там, да и специальность «Биологические и Медицинские Системы и Аппараты» сама призывала к тому. Так, что страха я не испытывал ни перед клиникой, ни перед собеседованием. И когда с приема вышел Петр Леонидович, был только немного смущен бросающей недвусмысленные взгляды сотрудницы регистратуры Веры. Прошли в кабинет директора.
Вы знаете, за прошедшее время поиска работы, такого интервью у меня не было. Оно длилось 10 часов. 10 часов, Карл! 10 часов с перерывами на прием… Он уходил к пациентам и возвращался. Задавал вопросы, мы что-то обсуждали, интересовался новостями ИТ индустрии. Глаза Петра Леонидовича выдавали заинтересованность, а разговор после третьего пациента стал более спокойным.
— Я тут подключил (внимание!) широкополосный интернет со скоростью 1 мегабит в секунду (кто-то еще помнит такой широкополосный интернет???). Но мастера настроили так, что не работает …. Можешь посмотреть? — спросил он.
— Могу!
А что еще сказать когда тебе 22? «Извини, будущий босс, в глаза не видел как выглядит широкополосный инет и его оборудование….?» (Его тогда не все себе могли позволить в компаниях — дорого было… Очень дорого…) Ага… Не на того нарвались. Я все могу! — сказал я себе. Нашел точку коммутации этого нового счастья. Сверился с внутренним компасом самоуверенности и наглости. Попросил администратора дать контакты компании и номер договора. За время следующего приема я стал лучшим специалистом по широкополосному интернету в городе! Служба поддержки даже (!) дала пароль от новенького модема для настройки.
— Ну, вы же не хотите сейчас нестись на всех порах к нам для настройки… А мне очень не хотелось бы писать иск об упущенной прибыли…
А как иначе? Наглость — мое второе счастье, как говорит мама мне всю мою жизнь. Мне почему-то очень захотелось помочь человеку, который был готов тратить на меня столько времени. Потом были еще перерывы, еще вопросы… В итоге я не выдержал.
— Вам зачем нужен айтишник? Интернет налаживать? Это ведь разовые работы… Для этого в штат не нужен человек.
— Я искал программиста. Хочу свою программу написать для управления клиникой. Надоели журналы. А существующий софт — (вырезано цензурой). Вижу с технической точки зрения — ты подкован. Как с программированием?
Это вопроса я ждал с 12 утра… или дня?) неважно…
— Вы знаете, — сказал я, — моя дипломная работа называлась «Автоматизированное рабочее место врач Лечебно-Профилактического Учреждения Высшего Учебного Заведения».
И тут я, видимо, светился аки солнце в жаркий летний день.
— Если не считать того, что ЭТО лишь малая часть того, что я умею в программировании и вообще-то я являюсь одним из разработчиков лучшей в мире (кстати, до сих пор она и является таковой — искренне так считаю и где-то даже лежит патент с моей фамилией) системы обработки, хранения и визуализации медицинских изображений для телемедицины, то думаю один визит к предыдущему работодателю снимет все вопросы о моих знаниях!
Петр Леонидович потёр лоб, взвешивая мои слова и свои мысли. Поправил очки на переносице и…
— Сработаемся! — сказал он и ушел к очередному пациенту, оставив меня обдумывать эту фразу.
О том, что эта фраза определит мою судьбу на многие годы вперед я и догадываться не мог. Но запомнил ее навсегда. И сейчас, проводя собеседования с кандидатами, я иногда тоже говорю эту фразу, многозначительно потирая подбородок! Она очень крутая и очень ободряет! «Сработаемся!»
И вот, к последнему перерыву я решил, что попробую.
— Что скажешь? Нам по пути?
— Я, думаю, да!
— Когда сможешь выйти?
— Хоть завтра…
— Давай после нового года. 3 января начнешь.
— Ок.
— Только у меня просьба. У нас 25 корпоратив. Я купил акустическую систему. Сможешь установить, развесить и настроить?
— Смогу.
— Ну, и сам приходи.
— Хорошо.
Спустя два дня я позвал товарища, мы купили все необходимое для монтажа и поехали в клинику. К вечеру все висело как в лучших домах Ландона. Шеф был доволен. Коллектив провел празднование неумолимо приближающегося нового года и моей новой жизни.
Товарищ тогда спросил — они хоть оплатили этот монтаж? Нет, сказал я, у меня долгосрочные планы, а не желание урвать за каждый вздох. Я даже не просил. Он вскинул левую бровь, как сейчас помню, но согласился. Хорошо, когда друзья тебя понимают!
На корпоративе я получил первое задание. Но об этом в следующий раз…